Спецпроекты

Искусственный интеллект Бизнес Импортонезависимость Открытое ПО

Александр Шевелев, гендиректор «Северстали» в интервью CNews: Перейти на импортонезависимые решения металлургам мешает нехватка отечественного «железа»

По оценкам аналитиков, четверть российских металлургических компаний видит возможность выйти в мировые лидеры в части развития цифровизации и цифровых решений, а доля компаний, которые планируют увеличить эффект от цифровизации в следующие 2–3 года, выросла за последний год с 15% до 55%. Какие вызовы в области цифровой трансформации сейчас стоят перед металлургами, каких ИТ-решений на рынке недостает и справляются ли с этими задачами индустриальные центры компетенций? На эти и другие вопросы в интервью CNews ответил гендиректор «Северстали» Александр Шевелев.

«Инвестиции в ИТ в 2023 году составили 10 млрд рублей»

CNews: В 2023 году металлургия вошла в топ-3 самых цифровых отраслей в России. Вырос ли в компании «Северсталь» бюджет на цифровизацию и ИТ проекты за последнее время? О каком объеме инвестиций идет речь сейчас?

Александр Шевелев: «Северсталь» можно уверенно назвать компанией с высоким уровнем цифровизации и производственной автоматизации. И это не только наших ощущения, но и конкретные бизнес-показатели: к 2023 году прирост EBITDA за счет цифровых технологий составил 8 млрд рублей. За последние 5 лет объем инвестиций в ИТ «Северстали» увеличился вдвое, в этом году мы направим на эти цели 10 млрд рублей. При этом порядка 70% средств идет именно на проекты развития и улучшения процессов, остальные 30% — на поддержание инфраструктуры, что не менее важно. Нам удалось сформировать хороший технологический фундамент, который позволит нам расширять применение цифровых решений в дальнейшем.

Александр Шевелев, «Северсталь»: Количество решений в очереди на замещение таково, что в одиночку его не осилить

Что касается новой стратегии на ближайшие 5 лет, у нас добавился приоритет «Лидер в цифровых технологиях». В соответствии с ним мы планируем инвестировать в ИТ ежегодно в среднем около 14 млрд рублей, а ориентир прироста EBITDA от цифровых технологий к 2028 году, по нашим оценкам, может составить 20 млрд рублей. Этот результат нам принесут и решения на основе искусственного интеллекта, в том числе генеративного, и синергия офлайн- и онлайн-взаимодействия с клиентами, и продажа собственных разработок рынку, и цифровизация охраны труда и промышленной безопасности, и многие другие инициативы.

CNews: Судя по последним опросам, компании из горно-металлургической отрасли видят для себя наиболее перспективными для внедрения в ближайшие пять лет искусственный интеллект и аналитику больших данных. Вы придерживаетесь того же мнения?

Александр Шевелев: Сейчас у нас внедрено порядка 60 решений на основе искусственного интеллекта. В прошлом году только от новых и усовершенствованных решений, выпущенных в промышленную эксплуатацию за последний год, мы дополнительно получили 960 млн рублей.

Например, благодаря таким продуктам мы увеличили производительность стана «2000» Череповецкого металлургического комбината (один из ключевых агрегатов в технологической цепочке — прим.ред.) в среднем на 5,5 тыс. тонн ежемесячно и снизили среднюю паузу в прокатке на 1 секунду. Производительность стана 5000 на колпинской площадке выросла на 6,5%, а агрегата непрерывного горячего цинкования — на 3,4%. Решения на основе компьютерного зрения помогают отслеживать отклонения в качестве металлопроката. Ранее оператор мог лишь выборочно анализировать фотографии полосы из огромного массива, а до этого и вовсе — вручную осматривать рулоны. Нейросеть «трудится» в реальном времени, не устает, выдает стабильный результат по качеству наравне с человеком, а иногда и опережая его.

Кроме того, уже есть первые достижения собственных разработок по управлению производством. В конце прошлого года мы внедрили первую версию системы «MES Металлургия» на одном из активов, в IV квартале 2024 года готовимся тестировать ее в коксоаглодоменном производстве Череповецкого металлургического комбината — крупном и одном из ключевых участков производственной цепочки. По итогам года мы ожидаем повышение общей эффективности оборудования до 20%, рост производительности — до 5% и снижение энергопотребления — до 10%.

А еще любая цифровая компания начинается с киберзащиты инфраструктуры и сотрудника, который соблюдает правила кибербезопасности. Понимая необходимость в интеграции с внешней средой и осознавая уровень угроз и вызовов, мы развиваем киберкультуру в компании, обучаем сотрудников безопасному поведению в цифровом пространстве.

CNews: Делятся ли компании в отрасли друг с другом своими продуктами для оптимизации процессов? Или здесь мы наблюдаем жесткую конкуренцию?

Александр Шевелев: Конечно, делятся. Так, мы продолжаем крупные проекты в сфере импортозамещения ПО, расширяем портфель клиентов собственных разработок.

Кроме того, в рамках механизма индустриальных центров компетенций стало проще делиться технологиями и обмениваться опытом. И коллеги-металлурги видят в этом смысл — количество решений в очереди на замещение таково, что в одиночку его не осилить. Мы консолидировались в решении этого большого объема задач, собрали потребности отрасли, подписали соглашение с созаказчиками, и в индустриальном центре компетенций (ИЦК) «Металлургия» даже между конкурентами установилась атмосфера доверия.

Проблема конкуренции тоже существует, но мы ее наблюдаем между разными ИЦК. Сейчас разные отрасли разрабатывают конкурирующие решения вместо универсального, которое задавало бы единый стандарт и имело бы современную архитектуру. Нам нужно больше кросс-отраслевого взаимодействия.

В конце года мы планируем собрать на демо-день разных производителей, например, систем управления активами, чтобы ознакомиться с решениями, сравнить функционал и понять, как двигаться дальше. В том числе это должно помочь оптимизировать загрузку разработчиков, в которых тоже ощущается дефицит, как и на рынке в целом.

«ИИ не заменит человека, но его заменит другой человек, который умеет использовать ИИ»

CNews: С какими отечественными ИТ-решениями сейчас сложнее всего? Удается ли решать эту проблему, взаимодействуя с разработчиками через механизм ИЦК?

Александр Шевелев: Наиболее приоритетные системы — это, разумеется, системы управления предприятием. «Северсталь» в рамках ИЦК «Металлургия» разрабатывает два проекта, относящихся к категории особо значимых: «MES Металлургия» и «IPS Производственное планирование». Мы рассчитываем вывести версии решений с полным функционалом на рынок в 2025 году, но уже сейчас мы готовы предложить компаниям отрасли совместное тестирование в версии 1.0 и план внедрения этих решений совместно с заказчиками.

Точно не хватает отечественного «железа» — это важное препятствие для перехода на импортонезависимые решения. Для этого создана рабочая группа по открытому АСУТП (Автоматизированная система управления технологическим процессом — прим.ред.) из 30 лидеров рынка, среди которых «Еврохим», «Газпромнефть», «Сибур диджитал», «Лукойл» и многие другие. Компании разделились на 8 направлений, каждое из которых взяло на себя ответственность за конкретный участок работ по открытой АСУТП, сформировали технические задания. Предстоит большая работа. В перспективе это нам даст стратегическое преимущество в вендоронезависимости поставщиков оборудования. Примерно такое же решение приняла компания Google, когда начала разработку открытой ОС Android в противовес iOS.

«Северсталь» в рамках инициативы открытого АСУТП прорабатывает внутренний пилот по реализации контроллера, который мы планируем завершить в I квартале 2025 года. Уже сейчас закладываем принципы открытости ядра системы и его доступности для всех. Проводим консультации с разработчиками, с компаниями недавно созданного ИЦК «Микроэлектроника», на мощностях которого будет возможно реализовать нашу идею. Если у нас получится, к нам присоединятся остальные производители, которые дальше будут его усовершенствовать и развивать.

CNews: Как уже внедренные ИТ-продукты влияют на эффективность процессов?

Александр Шевелев: Как я уже упомянул, хорошие экономические эффекты показывают решения на основе ИИ.

Кроме того, эффективность процессов повышает постепенное внедрение цифровой культуры в компании. Мы хотим, чтобы наши сотрудники больше опирались в принятии решений на большие данные, не боялись новых технологий, а применяли их в своей ежедневной работе. Сейчас популярна фраза: ИИ не заменит человека, но его заменит другой человек, который умеет использовать ИИ. Мы работаем над этим, обучаем сотрудников цифровым компетенциям. И по прошествии нескольких лет заметен результат.

Например, десять или даже пять лет назад мы говорили о технологиях иначе, сейчас качество дискуссии значительно выросло, причем как на производстве, так и в офисе. Технологии проникают в жизнь все глубже, люди неплохо о них осведомлены, хотят «быть в тренде» не только дома, но и на работе. А мы вместе с ИТ-командой подсказываем, как именно это можно сделать, какие инструменты у нас применимы, чего с их помощью можно достичь. Это двустороннее движение, и в комплексе это дает большой эффект для цифровой культуры.

Анжела Патракова

Короткая ссылка