CNews: Как организовано предоставление электронных государственных услуг в Ярославской области?
Наталья
Емельянова: В последние годы одно из основных
направлений развития отношений власти и общества - сделать государство
максимально клиентоориентированным. В числе произошедших изменений - введение
запрета на требование с заявителя документов (сведений), уже находящихся в
распоряжении органов власти всех уровней. Для реализации требований,
установленных статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, нами было разработано
техническое решение, обеспечивающее межведомственное взаимодействие в области.
Основным преимуществом наличия региональной комплексной информационной системы
«Государственные услуги - Ярославская область» (РКИС «ГУ-ЯО») является управляемость
процессом организации межведомственного взаимодействия, независимость от многих
внешних факторов, адекватность финансовых вложений и затрат на поддержание
системы.
Важно отметить, что нами проведена интеграция РКИС «ГУ-ЯО»
и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это означает, что в
систему РКИС «ГУ-ЯО» можно зайти, используя идентификационные данные ЕСИА.
CNews: За функционирование системы
межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) отвечает компания
«Ростелеком». Почему вы решили использовать собственное решение?
Наталья
Емельянова: Мы решили не ждать, пока «Ростелеком»
разработает решение для регионов, и стали подтягивать собственные ресурсы. У
нас на тот момент уже была развернута система на базе Microsoft Dynamics CRM, с помощью которой оказывались, в том числе,
государственные услуги, – правда, не через Единый портал государственных услуг
(ЕПГУ), а через региональный. К тому времени у нас сформировались высокопрофессиональные
компетенции, штат пополнился квалифицированными специалистами, были закуплены
лицензии. Поэтому было принято решение использовать возможности уже
существующей платформы для организации электронного взаимодействия.
С технической точки зрения, Microsoft
Dynamics CRM
отвечает всем требованиям к информационной системе, являющейся компонентом
доступа к электронным сервисам единой системы межведомственного электронного
взаимодействия. Она может обрабатывать большой объем данных с высокой
скоростью, имеет интуитивно понятный изменяемый интерфейс и позволяет реализовать
разграничение прав доступа. Важными преимуществами также являются целостность и
сохранность информации, высокий уровень технической поддержки со стороны
производителя, возможность формировать отчеты стандартными средствами CRM и реализовывать бизнес-процессы.
С помощью партнеров, главными из которых по
технической части выступили компании TOPS Consulting и «Инкап», мы создали
необходимое решение на базе Microsoft Dynamics CRM, которое называем РКИС
«ГУ-ЯО».
Наша система позволяет обеспечить органы исполнительной
власти и местного самоуправления средством эффективного, оперативного и,
главное, юридически значимого взаимодействия с федеральными органами
исполнительной власти и между собой.
Социальная нагрузка нашей системы состоит в
том, чтобы избавить граждан и юридических лиц от предоставления документов,
которые уже находятся в распоряжении того или иного органа власти. За заявителя
это делает орган власти, оказывающий услугу.
CNews:
В каком объеме работает система?
Наталья
Емельянова: Система на сегодня состоялась в части базовых
компонентов. Сейчас идет наращивание состава сервисов, информацию из которых мы
получаем через СМЭВ. С учетом всех федеральных органов власти нам предстоит
реализовать 34 сервиса. При этом надо учитывать, что развитие системы
межведомственного взаимодействия не идет гладко: до сих пор не все федеральные
органы разместили сервисы в СМЭВ. Что касается взаимодействия внутри субъекта,
то оно полностью реализовано с помощью РКИС «ГУ-ЯО».
В настоящее время в системе работает 290
ведомств региона — это 100% органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления. Разработано и успешно функционирует 20 электронных сервисов
предоставления сведений от федеральных органов исполнительной власти и
универсальный сервис, позволяющий взаимодействовать региональным и
муниципальным органам. Ещё 10 сервисов находятся в стадии разработки и приемки
работ.
К сожалению, пока в рамках межведомственного
взаимодействия в электронном виде обрабатывается всего около 12% запросов.
Вообще, это общероссийская статистика, но наша цель — как можно быстрее
повысить объем межведомственного взаимодействия электронными способами. Планируемый
результат —
100% услуг. Все необходимые компоненты нашим органам власти мы предоставили, но
чиновники – это такие же люди, которые должны ломать заборы в своем сознании и,
соответственно, учиться пользоваться этими компонентами.
CNews:
Каким образом вы со своей стороны ломаете эти «заборы»?
Наталья
Емельянова: Сопротивление инновациям — вполне
естественный процесс. Он не страшен, но его необходимо признавать и
преодолевать. Мы это делаем с помощью целого ряда обучающих мероприятий.
Например, для наших госслужащих проводим необходимые методологические и
технические разъяснения, практические тренинги. Также применяется такой
интересный ход, как привлечение пользователей к улучшению качества продукта.
Для этого мы разработали анкеты, заполняя которые люди высказывают свое мнение:
что именно в продукте нравится или не нравится и как его улучшить. Таким
образом, пользователи нашей системы становятся полноценными участниками
процесса ее развития. Люди видят, что их мнение учитывается, что они реально
работают на улучшение качества, а это всегда позитивный фактор.
На сегодня в системе работает порядка 800
пользователей, и их количество постоянно растет. Люди все чаще понимают, что
электронные способы взаимодействия намного эффективнее, чем работа с бумажными
источниками.
Еще один важный момент — это продвижение идей
электронного правительства среди населения. Мы стараемся, чтобы как можно
больше людей узнавало о новых возможностях. Надо учитывать, что подрастает
новое поколение, которое привыкло широко использовать электронные способы
взаимодействия и мобильные технологии.
CNews:
Какие задачи по развитию системы вы планируете решить в ближайшее время?
Наталья
Емельянова: По результатам анкетирования пользователей мы
сформировали требования на доработку системы и изменение ее архитектуры. Также
предстоит снизить нагрузку на службу технической поддержки. В итоге мы сможем
высвободить часть ресурсов техподдержки, которые находятся в казенном
предприятии «Электронный регион» (оператор электронного правительства области),
на обучение и консультирование пользователей. И, наконец, важным этапом
развития станет интеграция РКИС «ГУ-ЯО» с автоматизированной информационной
системой многофункционального центра (АИС МФЦ) с тем, чтобы обеспечить
обслуживание граждан и через МФЦ.
CNews:
В чем вы видите основную ценность предоставления электронных госуслуг и
сопутствующего процесса межведомственного взаимодействия?
Наталья
Емельянова: Предоставление электронных услуг – это
смещение вектора взаимодействия в сторону потребителя, одна из форм построения
клиентоориентированного государства. Сейчас мы делаем непростой, но очень
важный шаг: per aspera ad astra – можно сказать, через тернии к электронному
правительству.
С 1 июля 2012 года сделано
более 50 тыс. межведомственных запросов, а это значит, что людям не пришлось
посещать соответствующие ведомства 50 тыс. раз, за них все необходимые
документы получили сами органы власти.
Приведу простой пример из жизни. В управление
по социальной политике Угличского муниципального района (Ярославская область)
по вопросу получения пособий обратилась девушка, которая на текущий момент
находится в отпуске по уходу за ребенком. Дело в том, что отец ребенка
зарегистрирован и проживает во Владивостоке. Для назначения 4 пособий
специалист отдела сделал 3 межведомственных запроса, в том числе в другой
субъект.
Именно благодаря СМЭВ заявителю не нужно было
самостоятельно обращаться в различные органы власти, тратить время и, возможно,
ехать в другой город для получения всех необходимых документов. Для
потребителей государственных и муниципальных услуг – это возможность экономить
время и деньги на сборе различных справок и документов. Плюс, значительно
сокращается время на предоставление услуги, упрощается сама процедура ее
получения, снижается количество контактов с госслужащими.
Кроме того, проект электронного правительства
ускоряет процессы автоматизации внутри органов власти. Например, если требуется
выписка из реестра лицензий, то в случае бумажного архива это сложно
реализовать оперативно, а если архив электронный, то на быстрый запрос следует
быстрый ответ.
Видимая для населения часть электронного
правительства – Единый портал государственных и муниципальных услуг –
подтягивает все органы власти к автоматизации процессов. Информатизация,
внедрение автоматизированных систем подспудно влияет на изменение
административных регламентов. Ведомства должны начать меняться, и это очень
сложный процесс, на самом деле. Тем не менее это начинает происходить. Наши
врачи начинают принимать по временным интервалам, а не в порядке живой очереди.
Учителя должны вести классные журналы в электронном виде – конечно, это требует
усилий, но тоже реализуемо.