CNews: Как вы оцениваете спрос на решения по бизнес-аналитике в ритейле?
Михаил Будилов: Рост количества
ИТ-проектов в ритейловых компаниях неизбежно приводит к необходимости обработки
всё больших объемов данных. Также увеличение объема информации связано с "взрослением"
ритейловых компаний, как следствие, увеличением количества магазинов,
расширением ассортимента, ростом числа клиентов. Обрабатывать такие объемы
информации не BI-решениями становится все более проблематично.
Вместе с тем
наблюдается устойчивый интерес к BI-решениям, связанным с взаимоотношениями с
клиентами (формирование маркетинговой аналитики, сегментирование,
таргетирование, работа с клиентским
спросом). Эти факторы приводят к росту спроса на аналитические BI-решения в
ритейле. Вообще это мировая тенденция – рост количества информации и акцент на
повышение продаж за счет маркетинговых активностей и стимуляции продаж.
Следующим этапом будет спрос на решения, позволяющие управлять затратами.
CNews: Как вы оцениваете качество аналитики в вашей
отрасли в России?
Михаил Будилов: Иногда запросы и
желания превалируют над возможностями. Потенциал большой, но, по разным
причинам, реализация и возможности не всегда соответствуют потребностям в
аналитике. В том числе это касается и аналитики в ритейле. Время от времени
компании сталкиваются с нехваткой профессиональных аналитиков и менеджерами BI-проектов.
CNews: Каков ИТ-бюджет вашей компании в 2013 году, и как
он изменился по сравнению с прошлым годом?
Михаил Будилов: Стандартные статьи
затрат: "железо", консалтинг и операционная поддержка. Ежегодный
ИТ-бюджет "М.Видео" составляет чуть менее 1% от оборота компании.
Естественным образом инвестиции в ИТ растут. В первую очередь, для реализации
стратегии OMNI – интегрированных продаж, а следовательно, для развития web-направления,
как одной из составляющих этой стратегии. Мы открываем по 30–40 магазинов в
год, на 2013 год запланировано открытие еще 20 интернет-магазинов, а в каждом
магазине есть своя ИТ-составляющая. Параллельно с расширением сети должна расти
ИТ-платформа, которая поддерживает функционирование магазинов и
интернет-магазинов.
CNews: Какая доля ИТ-бюджета идет на новые сервисы и
продукты?
Михаил Будилов: Инвестиции в
инновации растут год от года. Компания "М.Видео" – не только
крупнейшая на российском рынке, но и одна из самых инновационных в отрасли.
Инновационные проекты охватывают все бизнес-процессы компании – как
производственные (закупка товаров, сбыт, доставка), так и непроизводственные (кадровый учет, расчет заработной
платы, ведение бухучета). Например, планы
компании по развитию сети вызвали необходимость автоматизации процесса
"Открытие нового магазина". Этот проект позволил сократить время на
выполнение большого количества разноплановых действий и согласований многими
участниками и повысить контроль на каждом этапе при открытии нового
гипермаркета сети.
В
начале 2012 года "М.Видео" осуществил проект по построению системы
видеоконференцсвязи – сеть получила удобный бизнес-инструмент для оперативного
принятия управленческих решений, а также для проведения дистанционного обучения сотрудников магазинов. Это
позволило уменьшить финансовые издержки и повысить эффективность управления
бизнесом.
Летом 2012 года компания
завершила проект по обеспечению непрерывности бизнеса. Подрядчиком
выступила компания КРОК. Были разработаны планы аварийного восстановления систем, а также создана возможность
их перевода на ресурсы аутсорсингового центра обработки данных.
Благодаря этому компания уверена в качественной работе сервисов даже
в форс-мажорной ситуации.
В ноябре 2011 года компания
завершила проект по автоматизации управления
логистикой на базе информационной системы SAP Supply Chain Management (SAP SCM) совместно с консалтинговой компанией CIBER Russia. Внедренное решение позволяет обеспечить
эффективный и надежный процесс поставок товаров на склады и в магазины сети.
Поэтому, чтобы
поддерживать свои лидерские позиции и развиваться, мы инвестируем в инновации и
год от года эти инвестиции растут параллельно с ростом бизнеса.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о стратегических задачах
вашей компании на ближайшие 1–3 года.
Михаил Будилов: В первую очередь,
это стратегия OMNI-Channel, для воплощения которой разработана ИТ-стратегия.
Роль бизнес-аналитики в этом случае – одна из ключевых. У нас запланировано
внедрение более десяти крупных проектов, которые мы пока не готовы
анонсировать. Каждый из них выполняет отдельную функцию. Поэтому роль
ИТ-стратегии в данном случае будет заключаться в упорядочивании всех
бизнес-процессов, отсеивании или трансформации тех элементов, которые сейчас
являются "узким местом". Потому что требования к OMNI-системе
довольно строгие - она должна быть гибкой, оперативной и количество точек отказа
должно быть минимизировано. Для этого отбирается ряд крупных надежных вендоров,
платформы которых должны быть интегрируемы между собой. Таким образом, этот
сложный комплекс должен заработать. При этом принципиально важно не просто
инвестировать в ИТ, а эффективно инвестировать.
CNews: Существует ли в вашей компании стратегия развития
бизнес-аналитики?
Михаил Будилов: Разумеется,
BI-стратегия есть, и она ориентирована в первую очередь на реализацию OMNI-стратегии компании. Основных технологических
фундаментов в BI-стратегии две: это формирование передовой DWH-платформы (Data
Warehouse) и построение BI-платформы. DWH-платформа (Data Warehouse) – это система хранения данных – предметно-ориентированная информационная база данных, специально разработанная и предназначенная для
подготовки отчетов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в
организации. Помимо этого
важными пунктами стратегии являются снижение затрат на BI-блок (то есть
оптимизация ИТ-процессов и систем) и увеличение собственной экспертизы в ИТ (формирование в итоге BICC – BI Center of
Competence).
CNews: Какие ИТ-системы бизнес-аналитики используются
вашей компанией сегодня и для каких целей? Когда они были внедрены?
Михаил Будилов: Во-первых,
корпоративная аналитическая система (КАС), внедрение которой началось с 2006
года и продолжается до сих пор. Основные ее компоненты: SAP Sybase IQ
(DWH-платформа), MicroStrategy (BI-платформа). Во-вторых, это BI-платформы от
компании SAP – SAP BW on SAP HANA и SAP BO (BusinessObjects). КАС – это более 700 пользователей, BW/BO –
более 100 пользователей.
CNews: Как бизнес-аналитика помогает вам понять
потребности клиента? Сколько времени проходит от момента разработки до момента
внедрения аналитических сервисов?
Михаил Будилов: Безусловно, в
понимании потребностей клиентов аналитика занимает свое законное место. Она
позволяет формировать историю взаимодействий с клиентом – его покупки, сервисы
которыми он воспользовался и т.д. Это дает возможность в дальнейшем делать
клиентам так называемые "персональные предложения".
Разработкой новых
сервисов занимаются соответствующие бизнес-подразделения, ориентируясь на
тенденции рынка, ожидания покупателей и т.д. В среднем от процесса разработки
до момента внедрения проходит не менее 4 месяцев и не более одного года. Сроки
постепенно сокращаются.
Подрядчики
отбираются по комплексным критериям, включающим в себя ценовое предложение,
качество и опыт работы в данном направлении. Кроме того, в принятии решения
активно участвует тендерный комитет компании.
CNews: Какие самые интересные BI-проекты вы реализовали в
2012 году? С какими проблемами вы сталкивались во время внедрения аналитических
систем?
Михаил
Будилов: Я могу выделить два таких проекта. Первый –
перенос корпоративного хранилища данных с SAP BW на SAP BW on SAP HANA. Быстрый
рост бизнеса, связанный с увеличением числа открываемых магазинов (в т.ч.
интернет-магазинов), поставщиков и расширением товарной матрицы привел к росту данных и ситуации, когда текущая
система SAP BW перестала удовлетворять
бизнес-пользователей с точки зрения производительности и под вопросом оказалась
сдача в срок годовой финансовой отчетности. Также внедрение в компании
стратегии интегрированных продаж (OMNI) потребовало создания современной
платформы хранилища данных. Цели проекта состояли, в первую очередь, в том,
чтобы выдержать сроки подготовки отчетности, а в перспективе - построить систему
управленческой отчетности компании для
поддержки процессов «FastClose». Реализация проекта продолжалась с сентября
2012 по март 2013 года. Краткосрочные цели, связанные со своевременной подготовкой
отчетности, выполнены.
Другой проект –
"категорийный менеджмент". Целью данного проекта было создание
инструмента для анализа и наполнения ассортиментной матрицы, а также выявление
наиболее ликвидных товаров в автоматическом режиме. По результатам проведенной
работы был разработан пакет отчетности и проведено обучение пользователей
работе с данным инструментом.
Проблемы в ходе реализации проектов возникают,
во-первых, вследствие не всегда четкого видения целей и задач со стороны
бизнеса. Во-вторых, в связи с технологическими и техническими ограничениями,
связанными с большими объемом данных и спецификой конкретного проекта и отрасли
в целом. И, наконец, часто проекты реализуются в довольно сжатые сроки – а это
всегда накладывает трудности.
CNews: Какие тренды в области BI вы считаете наиболее
перспективными?
Михаил Будилов: Во-первых, это
мобильные сервисы и аналитика, ориентированная на клиента. Во-вторых, это
BigData – социальные сети, хотя в российском ритейле это направление еще только
на стадии развития. А также тренд на смещение в сторону оперативности и
real-time-отчетности. Это те тенденции, которые характерны именно для ритейла.
CNews: Как вы планируете развивать аналитику? Какие
изменения в ИТ-инфраструктуре в связи с этим вы запланировали?
Михаил Будилов: Как уже говорилось, в соответствии с ИТ-стратегией, мы планируем
внедрять BI-проекты, развивать
внутреннюю экспертизу (BI CC) и повышать за счет этого эффективность
бизнес-процессов. Развитие аналитики будет заключаться в реализации шагов
BI-стратегии. Основные изменения в
инфраструктуре будут касаться увеличения каналов связи между BI-компонентами, виртуализации ряда BI-сервисов и, что очень важно, обеспечения
отказоустойчивости.
CNews: Можете ли вы выделить новые требования к
BI-решениям в вашей отрасли, которые пока не учтены в типовых решениях?
Михаил Будилов: Есть целый ряд
требований, которые пока не учтены. Например, мы часто сталкиваемся с тем, что
скорость поиска информации в отчетах не соответствует на данный момент реальным
потребностям бизнеса. Это зачастую очень важно, например, для колл-центра.
Зачастую пользователям ритейловых компаний необходимо выгружать большое количество данных из отчетов в короткие сроки – это также не всегда учтено в BI-решениях.