Спецпроекты

На страницу обзора
Растет интеллектуальная составляющая нашей работы
Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп», оценил динамику российского ИТ-рынка в 2013 году и рассказал о том, как менялся за этот год спрос на ЦОДы, решения в сфере ИБ, концепцию BYOD, а также рассказал о грядущих изменениях и трендах.

Александр Гольцов

CNews: Как вы оцениваете динамику российского ИТ-рынка в 2013 году?

Александр Гольцов: На ИТ-рынок в 2013 году влияние оказала общая экономическая ситуация. Динамика развития, по сравнению с предыдущими годами, немного снизилась. Если говорить о превалирующей тенденции прошлого года, большинство задач сводилось к оптимизации и консолидации ИТ-ресурсов.

Тем не менее, некоторые сегменты ИТ-рынка развивались достаточно успешно – я имею в виду как вертикальные рынки, так и технологические направления. Продолжалось развитие ИТ в государственном секторе. В первую очередь это касается обеспечения безопасности в городах, на объектах транспортной инфраструктуры, а также предоставления госуслуг. Заметно возрос интерес государства к проектам автоматизации в области образования. Положительная динамика появилась в авиационной отрасли, да и в целом в ВПК.

CNews: Какие направления вы считаете наиболее динамичными?

Александр Гольцов: По технологическим направлениям точки роста мы видим в информационной и комплексной безопасности, создании корпоративных облачных сред и их автоматизации. Также набирает обороты бизнес-аналитика, перспективны технологии обработки больших данных. Постоянный, хотя и не взрывной, рост демонстрирует рынок инженерных систем.

CNews: Какую динамику продемонстрировали финансовые показатели вашей компании? Какие направления деятельности показали самый высокий рост?

Александр Гольцов: В целом мы удовлетворены итогами 2013 года, несмотря на их неоднозначность. С одной стороны, финансовые результаты компании оказались несколько ниже тех, к которым мы стремились, поскольку заказчики старались минимизировать новые проекты, занимаясь оптимизацией существующих инфраструктур и ресурсов. В то же время ощутимо увеличилась доля проектов, в которых наши специалисты выступали в качестве экспертов, подбирая решения, наиболее эффективные для достижения целей заказчика. В результате растет интеллектуальная составляющая нашей работы и, соответственно, повышается маржинальность бизнеса.

CNews: Меняется ли отраслевая сегментация заказчиков у «АМТ-Груп»?

Александр Гольцов: Отраслевая сегментация заказчиков компании остается постоянной в течение последних лет. Ежегодно меняется их долевое соотношение. По итогам 2013 года у нас продолжился рост доли выручки от проектов в финансовом секторе, выросла доля государственных заказов. В основном, рост этих сегментов происходит за счет снижения доли бизнеса с операторами связи.

Хотелось бы отметить некоторое оживление в сегменте промышленных предприятий. Если раньше мы, в основном, создавали инфраструктуру строящихся предприятий, например, новый завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге, то в прошлом году завершено несколько крупных инфраструктурных проектов для давно работающих предприятий, в частности, в авиационной отрасли.

Еще один значимый для нас (и, что важно, растущий) вертикальный рынок – предприятия ТЭК. Заказчикам из этой отрасли мы предлагаем актуальные решения по информационной и комплексной безопасности, в частности, по защите АСУ ТП.

CNews: Во многом объем рынка обеспечивается госзаказом. Какие факторы могут упростить работу интегратора, повысить качество госпроектов?

Александр Гольцов: Наибольшая сложность в работе с государственными заказами – это существующая система розыгрыша контрактов. Многие заказчики тяготеют к аукционам, где основным фактором определения победителя является предложенная стоимость работ. При этом совершенно не учитываются ни опыт подрядчика в подобных проектах, ни его профессиональная экспертиза и квалификация.

Второй очень важный момент – специфика нашей деятельности. Многие «тяжелые», сложные технологические проекты невозможно реализовать за один год, который отводится на исполнение госконтракта. Это приводит к крайне сложным процедурам переноса финансовых средств. В результате для выполнения формальных условий заказчик разбивает большой проект на части – и, в итоге, может получить разных подрядчиков на каждый из «кусков», что также мало способствует качественной и быстрой реализации задуманного. К примеру, на Западе сложившейся практикой являются контракты на 5–7 лет.

Еще одна проблема, также обусловленная заданными календарными границами, – позднее объявление конкурса или аукциона. Даже относительно небольшой проект сложно сделать до конца года, если конкурс или аукцион на его выполнение объявляются, к примеру, в ноябре.

CNews: Как меняется спрос на проекты создания ЦОДов? Строительство классического ЦОДа – дорогое удовольствие. Какие типы ЦОДов и решения для ЦОДов набирают популярность?

Александр Гольцов: Спрос на строительство классических ЦОДов остается по-прежнему высоким, несмотря на достаточно высокую его стоимость. Но вот к размерам такого ЦОДа подходят сейчас без фанатизма, используя облачные сервисы публичных и коммерческих ЦОД для вынесения туда некритичных или непрофильных сервисов.

Также активно в этом качестве рассматриваются площадки для обеспечения отказоустойчивости и непрерывности бизнеса. Появилась новая «облачная» услуга: непрерывность бизнеса как сервис. Она включает в себя не только резервирование вычислительных мощностей, но и обеспечение резервных рабочих мест.

Активно заказчиками рассматриваются решения по построению гибридных облаков, использующих переменную часть привлекаемых ресурсов из коммерческого или публичного ЦОДа. По мнению аналитиков, в ближайшие 5 лет емкость ресурсов, привлекаемых под облачные технологии из публичных или коммерческих сервисов, будет расти эквивалентно росту ресурсов частных облаков в собственных дата-центрах клиентов.

Также на первый план выходят задачи технологической оптимизации имеющихся объектов, повышения их эффективности и уровня надежности. Большая доля наших проектов, связанных с инженерной инфраструктурой, как раз приходится на уже существующие ЦОДы.

CNews: «АМТ-Груп» позиционирует себя в «облачном» секторе рынка как интегратор по созданию частных облаков, а не как провайдер публичных облачных сервисов. Оправдывает ли себя эта позиция? Видите ли вы спрос на частные облака?

Александр Гольцов: Наша компания не отказывается от возможности предоставления облачных услуг из своего ЦОДа. Такие услуги мы обычно предоставляем не обособленно, а в пакете с объемными интеграционными проектами, где заказчикам требуются различные тестовые среды или временные ресурсы для обеспечения миграции своих систем.

Но основная наша деятельность в «облачном» секторе рынка сфокусирована на проектировании и внедрении инфраструктуры автоматизированных частных облаков. Некоторые заказчики, например, закрытые предприятия или университеты, в силу своей специфики вообще не склонны размещать свою инфраструктуру в сторонних облаках, даже если она создается с нуля. Кроме того, большое число заказчиков, уже инвестировавших в собственную инфраструктуру, стоит перед проблемами расползания, недоиспользования, отсутствия консолидации вычислительных ресурсов. Это влечет за собой затягивание сроков реализации внутренних проектов, ошибки конфигурации, проблемы с ИБ. Комплекс решений автоматизированного частного облака помогает заказчику избавиться от этих проблем и обеспечить максимальную отдачу от инвестиций в вычислительные системы.

Поскольку такие заказчики редко употребляют слово «облако» в связи со своей ситуацией, предполагая, что этот термин зарезервирован за публичными сервисами, может показаться, что рынок частных автоматизированных облаков еще не созрел. Это не так. Мы ожидаем взрывного роста продаж по этому направлению в ближайшие год–два.

CNews: Одним из самых динамично развивающихся секторов, даже на фоне экономической стагнации, аналитики называют направление информационной безопасности. Как эта оценка коррелируется с показателями «АМТ-Груп»?

Александр Гольцов: В настоящее время мы не только не ощущаем спад, но и наблюдаем существенный рост количества запросов со стороны наших заказчиков по направлению информационной безопасности. ИБ – одно из ключевых самостоятельных направлений деятельности компании, по сравнению с предыдущим годом количество запросов и, соответственно, проектов в этой области выросло у нас примерно в полтора раза. В целом спектр запросов продолжает оставаться достаточно широким. Все более востребованными становятся услуги по аутсорсингу ИБ и противодействию мошенничеству. Мы также активно занимаемся разработкой достаточно новых для рынка направлений, таких как, например, защита АСУ ТП.

CNews: Концепция BYOD – «принеси свое устройство» – по сути своей предполагает открытие корпоративной сети для свободного хождения любых устройств. Как это согласуется с многочисленными нормативными и внутренними требованиями по обеспечению информационной безопасности?

Александр Гольцов: На первый взгляд BYOD несет много головной боли для ИТ-подразделения и сотрудников, ответственных за обеспечение ИБ. Их первая реакция на слово BYOD редко бывает позитивной. Но рано или поздно приходится решать эту задачу, потому что такова объективная логика процесса информатизации. Например, студентам университета нельзя запретить подключать к сети свои мобильные устройства – в современном мире это будет выглядеть настолько странно, что студенты просто выберут для себя другой университет.

Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что комплекс программно-технический решений для обеспечения BYOD позволяет не только не снизить уровень информационной безопасности, но и повысить его даже в части «традиционных» подключений к сети. Решения BYOD вовсе не открывают сеть широко и для всех желающих, они ставят под контроль каждое подключение к сети, рассматривают его индивидуально и дают ему именно тот уровень доступа, который определен политикой безопасности. Кроме того, автоматическая проверка подключаемых устройств и автоматическое конфигурирование сети снижают нагрузку ИТ-персонала, уменьшают вероятность ошибок и унифицируют работу сети вне зависимости от способа подключения к ней. В итоге, после ознакомления с предлагаемыми решениями подразделения, отвечающие за ИТ и ИБ, превращаются из оппонентов в активных сторонников внедрения BYOD.

CNews: Комплексные проекты по обеспечению физической безопасности лежат на стыке инженерных и ИТ-систем. Как вы считаете, какой вклад в развитие ИТ-рынка внесет это направление в 2014–2016 годах?

Александр Гольцов: Анализируем прошлое, управляем настоящим и прогнозируем будущее – теперь этот подход справедлив и к системам обеспечения безопасности. Существующие задачи заказчиков, новые модели угроз и гонка технологий приводят к тому, что обеспечение безопасности все больше от привычных «физических» и зачастую разрозненных систем, смещается в область сложных комплексных решений. Надо отметить, что задачи наших клиентов во многом опираются на уже существующие или планируемые в ближайшем будущем руководящие документы, регулирующие безопасность в целых секторах экономики, таких как транспорт, энергетика, торговля. Таким образом, обеспечение безопасности и защита критически важных объектов выходят для многих предприятий на первый план. И создание комплексных систем безопасности, охватывающих достаточно большой сегмент деятельности крупных предприятий, становится в один ряд со сложными интеграционными проектами, реализация которых требует глубокой экспертизы во многих областях, которые относятся к сфере ИТ.

Наращивая экспертизу в новых предметных и отраслевых вопросах, связанных с обеспечением безопасности, ИТ-компании получают возможность работы на новом для себя рынке, потенциал которого достаточно велик. Наш успешный опыт работы в создании систем комплексной безопасности для предприятий энергетики, транспорта и других подтверждает это.

CNews: По вашим оценкам, какой будет динамика российского ИТ-рынка в 2014 году? Какие факторы окажут на нее максимальное влияние?

Александр Гольцов: На наш взгляд, в текущем году сохранятся тенденции и динамика прошлого года. ИТ-рынок практически перешел от инновационной модели к развитой – что сказывается и на количестве проектов, и на их маржинальности. В сложное положение интеграторов ставит усиливающееся взаимодействие заказчиков напрямую с производителями. Особенно заметно это на операторском рынке, хотя прецеденты известны и среди крупных корпоративных заказчиков.

Несмотря на некоторый пессимизм прогнозов, мы настроены достаточно позитивно. Чем выше потребность заказчиков в оптимизации и увеличении эффективности работы ИТ-инфраструктуры, тем более востребованными становятся наши профессиональные услуги. Мы можем объяснить заказчикам, как максимизировать выгоду от внедрения ИТ-решения, каким образом с его помощью больше заработать. Мы все ближе и ближе подходим к общемировой практике, где задача интегратора – решать бизнес- и технологические задачи клиента, а не выступать дистрибьютором оборудования.