Чем интеллектуальные цифровые сотрудники ROBIN лучше программных роботов
В прошлом году ROBIN, лидер рейтинга RPA-платформ 2022 от Market.CNews, сделал ставку на развитие продукта «Цифровой сотрудник». В результате появилась платформа класса RPAi — Robotic Process Automation Intelligence. Подробно обо всех новшествах данного подхода мы поговорили с с директором по развитию продуктов ROBIN Иваном Мельниковым.
Market.CNews: Иван, добрый день. Расскажите, пожалуйста, как в ROBIN родилась идея создания цифровых сотрудников?
Иван Мельников: Из общения с заказчиками Enterprise-сегмента мы поняли, что в любых более-менее сложных задачах автоматизации требуется подключение к RPA каких-то смежных технологий: ИИ, классификация текстов, интеллектуальный поиск. А иногда требуется даже подключение человека для принятия решения по процессу. Так в прошлом году на основе реального проектного опыта мы пришли к идее создания цифрового сотрудника, который существенно расширяет возможности RPA и делает возможным роботизацию не только конкретных задач, но и сложных комплексных процессов.
Market.CNews: Почему для автоматизации корпоративных процессов недостаточно современных возможностей RPA?
Иван Мельников: RPA имеет ряд существенных ограничений.
Во-первых, классический RPA способен решать только рутинные задачи, то есть совершать операции в приложениях, выгружать отчеты, собирать данные, отправлять письма. Но настоящие процессы не состоят из одной задачи. Обычно это распределенные во времени операции, которые могут выполняться разными людьми на разных устройствах. Поэтому автоматизировать сложный процесс только на основе RPA невозможно, требуется подключение смежных технологий.
Во-вторых, даже если платформа имеет интегрированные технологии, то это лишь набор разрозненных функций, каждую из которых необходимо отдельно подключить и настроить. И для такой работы нужно будет привлечь одного или нескольких квалифицированных специалистов. Это, естественно, увеличивает стоимость использования платформы.
А в-третьих, если говорить, например, о возможности вывода диалоговых экранных форм для согласования данных, то это умеют абсолютно все RPA-платформы. Но при этом никаким образом не собирается статистика, не устанавливаются сроки выполнения задач. То есть, компания не знает, сколько времени тратит сотрудник в процессе, сколько таких экранных форм ему приходит, как долго он их заполняет. Таким образом, руководство при применении обычных роботов не имеет контроля над операциями и не может прогнозировать загрузку персонала.
Market.CNews: Какие ресурсы вы задействовали для создания цифровых сотрудников?
Иван Мельников: Продукт «Цифровой сотрудник» был разработан в рамках проекта, обеспеченного грантом Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Грант поддерживает создание принципиально новых программных продуктов и относится к приоритетному направлению государственной поддержки.
После получения гранта в ROBIN была собрана дополнительная самостоятельная команда: разработчики, аналитики, тестировщики, технические писатели, ux/ui дизайнеры во главе с опытным руководителем проекта. На каждом этапе проекта команда разрабатывала конкретную функциональность, начиная с полноценного ТЗ и заканчивая приемо-сдаточными испытаниями.
В результате появилась платформа класса RPAi — Robotic Process Automation Intelligence. В платформу интегрированы компоненты, которые значительно расширяют возможности роботизации. Решение позволяет подключать технологии ROBIN Chat-Bot, ROBIN AI, ROBIN OCR и составлять из них комплексные процессы с возможностью включения в этот процесс работника с помощью экранных форм.
Новая платформа — полноценное комплексное решение для автоматизации процессов со всеми преимуществами других продуктов ROBIN: режимами Low-code и No-code, возможностью гибко настраивать оркестрацию как роботов, так и задач сотрудников. Центр управления роботизацией платформы позволяет организовать защищенный корпоративный маркетплейс программных роботов. Но главное, в основе платформы RPAi стоит управление процессами, а роботы — это лишь один из компонентов автоматизации.
Market.CNews: Нужно ли ИТ-специалистам проходить дополнительное обучение, чтобы пользоваться новой платформой?
Иван Мельников: При создании платформы мы большое внимание уделили интуитивной ясности интерфейса, придерживаясь концепции «простой No-code». Для настройки процесса, робота, или экранной формы не требуется навыков программирования. Процесс моделируется в графической среде, подобной Visio, то есть в среде, понятной бизнес-аналитикам. А экранные формы создаются в конструкторе, и знания JavaScript нужны будут только при сложной кастомизации экранной формы под корпоративный стиль.
Таким образом, продукт в первую очередь рассчитан на аналитиков и технологов. Как правило, компетенций этих специалистов достаточно для использования платформы.
Market.CNews: Как в новой платформе реализовано управление процессами?
Иван Мельников: Управление процессами состоит из трех модулей.
Первый — это конструктор процессов, графическая среда моделирования, в которой бизнес-аналитик без программирования может смоделировать процесс. Шагами такого процесса будут являться отдельные программные роботы, распознавание текста с помощью ROBIN OCR, обработка данных с помощью ROBIN AI и т.д.
Второй модуль — это конструктор экранных форм любой сложности. Он позволяет создавать формы для ввода данных, кастомизировать их внешний вид, гибко настраивать расположения полей и создавать для них специфичные правила. Формы могут выводиться на рабочем столе, когда по процессу требуется информация от сотрудника. Также формы могут попадать в список задач работника, и благодаря этому ROBIN даже позволяет заменить в некоторых ситуациях использование других информационных систем.
Благодаря третьему модулю можно контролировать выполнение операций и собирать статистику, например, о нарушении критических сроков реализации задач в разрезе сотрудников или департаментов.
Новые функциональные возможности платформы реализованы на базе современных web-технологий и доступны через браузер как на любых ОС, включая российские Linux, так и на любой аппаратной архитектуре, то есть являются кроссплатформенными и соответствуют политике импортозамещения.
Market.CNews: Есть ли аналогичный функционал у других отечественных вендоров RPA?
Иван Мельников: Возможности, предлагаемые платформой ROBIN, не относятся к классическому RPA, поэтому мы и говорим об отдельном классе программных продуктов. Так, например, наша платформа, как и многие другие отечественные решения, позволяет выводить диалоговые окна для взаимодействия с пользователем или выстраивать сценарии оркестрации роботов в виде процесса.
Но в цифровом сотруднике мы предлагаем нечто большее. Реализация форм предлагается в виде веб-конструктора, что позволяет строить сложные формы, подходящие под задачи. Кроме того, экранная форма — это не просто диалоговое окно, выводимое на машине с работающим роботом, а полноценная поставленная сотруднику задача со своим приоритетом и крайним сроком выполнения. У сотрудника есть собственное рабочее место со списком задач. Также наша разработка является кроссплатформенной и не привязана к windows-окнам, как у многих других решений.
При этом ключевое преимущество нашего подхода — возможность роботизировать корпоративные процессы не снизу вверх, как это делают стандартные RPA, а наоборот, сверху вниз. То есть не выискивать подходящие для роботизации операции в сложных процессах, а декомпозировать эти процессы, а затем для каждого этапа подбирать оптимальную технологию и обязательно собирать аналитику для возможной корректировки.
Market.CNews: Есть ли сейчас в работе проекты по роботизации, где использовались бы новые возможности платформы?
Иван Мельников: Альфа-версия платформы уже подготавливается для внедрения в нескольких организациях. Например, одному из наших постоянных заказчиков, предприятию оборонного комплекса, требуется быстрое решение для ускорения обработки заявок по технической поддержке. Некоторые из этих заявок должны быть согласованы с сотрудниками информационной безопасности, которые выдают доступ ко внутренним сервисам. При этом в компании функционируют системы, которые уже не поддерживаются их вендорами. Соответственно, их интеграцию сделать либо довольно дорого, либо вообще невозможно.
Для решения этой задачи в ROBIN был разработан комплексный процесс из нескольких этапов. Прием заявок осуществляется через форму на портале или чат-бот. Заявки проходят классификацию, когда с помощью ROBIN AI определяется их тематика. Также на этом этапе из обращений извлекаются названия информационных систем, фамилии сотрудников, их подразделения. и т.д. Потом обращения заводятся в систему Service Desk с указанием темы и остальных извлеченных из заявки полей, по ним строится маршрутизация дальнейшей работы с обращением. Если обращение требует выдачи специальных прав доступа к внутренним системам предприятия, то создается пользовательская задача для группы ИБ.
Специалист ИБ получает уведомление о новой заявке, авторизуется в модуле цифрового сотрудника для ее обработки, открывает экранную форму с данными, проверяет их корректность и согласовывает запрос. Затем создается задача на робота по настройке учетной записи для дополнительного доступа ко внутренней системе. Задача выполняется роботом в соответствии с ее приоритетом и крайним сроком исполнения. Цифровой сотрудник закрывает заявку в Service-Desk и сообщает инициатору по почте о результатах его обращения.
Результатом внедрения RPAI для автоматизации задач службы технической поддержки будет быстрое и безошибочное исполнение всех операций. А освобожденные от рутины специалисты смогут заняться более интеллектуальной деятельностью.
Подробнее о решениях ROBIN: https://www.rpa-robin.ru/
■ Рекламаerid:Kra23j3jxРекламодатель: ООО "Робин"ИНН/ОГРН: 9725022632/1197746604285Сайт: https://www.rpa-robin.ru/