искусственный интеллект

На главную

Кто победит: искусственный интеллект или человеческий потенциал

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью нашей жизни. Самообучающиеся машины встроены в услуги и устройства, используемые ¾ потребителей по всему миру. Алгоритмы выбирают, какие новости нам читать, что покупать, какие фильмы смотреть, куда идти и как развлекаться. Пора признать – в некоторой степени, «машины» уже взяли бразды правления, не встретив большого сопротивления со стороны людей. 

Пока кем-то овладевает страх перед роботизированным будущим, другие — активно изучают технологии ИИ в поиске наиболее эффективных и целесообразных способов его применения на благо общества. SAS организовал серию фокус-групп, чтобы лучше понять мотивацию, ожидания и опасения различных групп и экспертов от ИИ. Опрос проводился среди широкого круга представителей бизнеса, ученых, профессорско-преподавательского состава и студентов, изучающих этот вопрос. Результаты исследований пролили свет на ожидаемое будущее ИИ и место человека в мире, где бизнес-процессы, которые реализовывали люди ранее, заменят машины.

Влияние на рабочие места

Согласно результатам опроса, наибольшее беспокойство в контексте автоматизации на основе ИИ у людей вызывает риск потери рабочих мест. При этом молодые участники фокус-групп более пессимистичны в отношении своих перспектив. Они ожидают значительного увеличения неравенства с использованием ИИ и нарушения социальной сплоченности. Некоторые опасаются, что мощные технологии, доступные избранным, могут привести к гораздо большему разрыву между теми, кто обладает властью, богатством и влиянием, и теми, у кого всего перечисленного нет.

Однако большинство профессоров и ученых сходятся во мнении, что мы еще далеки от «общего интеллекта», который так часто изображает научная фантастика. Несмотря на медийный шум вокруг универсальности технологий ИИ, большинство из них спроектированы так, чтобы эффективно решать конкретную проблему при заданных параметрах. При введении новых или дополнительных переменных — система выйдет из строя, и придется создавать другую модель.

Хорошей новостью является еще и то, что появление ИИ спровоцировало зарождение отраслей, которых не существовало еще несколько лет назад. Подумайте, сколько SMM-менеджеров, разработчиков приложений или дата-сайентистов вы знали 10 лет назад? В этом смысле ИИ не заменит специалистов, но это даст возможность открыть новые сферы реализации человеческого потенциала.

Доверяй, но проверяй

Позиции, которые подразумевают, что человек анализирует, понимает и подтверждает решения, принимаемые системами ИИ, только появляются. Со временем востребованность в такой работе будет расти, она станет массовым источником занятости. Как и в любом другом программном обеспечении, качество понимания ИИ зависит от объема используемых данных, и пока только человек способен оценить этот показатель.

Руководители технических департаментов, участвующие в опросе, подтверждают, что привлекают сотрудников к задачам мониторинга и контроля любых автономных процессов. Это связано с тем, что решения ИИ со скрытой внутренней логикой вызывают неоправданные бизнес-риски из-за отсутствия прозрачности и объяснимости.

Повышение производительности и эффективности бизнес-процессов за счет возможностей ИИ и использования человеческого потенциала — ближайшее будущее любой высокотехнологичной компании.

Энтузиазм к ИИ растет

При всех сложностях и неизвестных вокруг ИИ, со стороны бизнеса отмечается значительный рост его применения — на 62% выше, чем в прошлом году. 55% опрошенных, так или иначе, уже вовлечены в проекты с технологией ИИ, 23% из них — находятся в процессе внедрения, 19% — пилотируют ИИ проект, а 13% — согласовывают план внедрения технологии в своей организации.

63% связывают с внедрением ИИ существенные организационные изменения. Так, 75% участников опроса предполагают, что повысится взаимосвязь между функциональными подразделениями, 70% — ожидают более эффективного обмена компетенциями между департаментами, 66% респондентов надеются увеличить число участников в межфункциональных командах. Ясно одно — искусственный интеллект будет импульсом для запуска процессов трансформации в организациях.

Автоматизация и повышение рентабельности с помощью ИИ

Фокус-группа, состоящая из бизнес-лидеров, признает ценность ИИ, но не всегда считает его приоритетным для своего бизнеса или отрасли. Бизнес заинтересован в повышении производительности и эффективности, но не обязательно за счет замены людей машинами. Скорее наоборот, люди важны, так как они ориентированы на результат и на обеспечение высокого качества обслуживания клиентов. Осторожность в применении ИИ со стороны бизнеса также связана со стремлением обеспечить высокую защиту данных, на которой, по мнению бизнеса, строится доверие потребителей. А потеря или нарушение конфиденциальности информации наносит долговременный ущерб корпоративной репутации.

Технические и ИТ-директора, в общем, позитивно оценивают возможности ИИ и видят своей главной задачей — убедить остальных членов совета директоров в необходимости его внедрения. Менеджеры изо всех сил пытаются найти соответствующие варианты использования, которые, в то же время, покажут высокую рентабельность и обеспечат автоматизацию бизнес-процессов. Очевидно, что во главе угла стоит человеческий контроль, который является неотъемлемой частью работы ИИ. Дата-сайентисты, как и бизнес, заботятся о прозрачности и безопасности данных.

Профессорско-преподавательский состав, в свою очередь, оптимистично оценивают возможности ИИ, но опасаются социального воздействия технологии и готовности предприятий к таким технологическим вызовам. Они считают, что лидеры бизнеса недооценивают потенциал ИИ, что связано с недостатком знаний о технологии, опыта внедрения и использования. Тем временем, практика показывает, что применение ИИ в крупных компаниях, имеющих дело с большими данными, вполне оправдано.

Хэппи энд

И все же, несмотря на то, что работники опасаются последствий использования ИИ в бизнес-процессах компании, представители высшего менеджмента уверены: специалистам нечего бояться, так как даже в будущем, управляемом ИИ, люди останутся ценным человеческим ресурсом компании, в который стоит инвестировать. Они будут продолжать приносить ценность бизнесу, которой не обладают машины. Наша экономика будет определяться людьми, способными работать с помощью ИИ, а не машинами, предназначенными для имитации и замены человеческого труда.

Электронная книга
Создание успешного бизнес-плана внедрения ИИ

  • Что дает внедрение ИИ в процессы компании?
  • Как привлечь дополнительное финансирование и создать добавленную стоимость?
  • Как получить полную вовлеченность команды?
Скачать книгу

Другие статьи

SAS Viya: аналитические модели можно сразу запускать в «продакшн» без написания дополнительного кода

SAS Viya: аналитические модели можно сразу запускать в «продакшн» без написания дополнительного кода

Данные — это золотая руда, однако, чтобы добыть из нее полезные знания, необходимы комплексные инструменты, которые включают в себя элементы машинного обучения, обработки естественного языка, компьютерного зрения, интернета вещей. Платформа SAS Viya позволяет решить эту задачу за счет «композитного» искусственного интеллекта, in-memory вычислений и возможности запускать аналитические модели в производство без написания дополнительного программного кода.  

Какие преимущества дает технология потоковой аналитики для решения задач по обеспечению безопасности

Какие преимущества дает технология потоковой аналитики для решения задач по обеспечению безопасности

Пользовательские устройства ежесекундно генерируют триллионы событий, данные о которых оседают в хранилищах. Накапливать такого рода информацию бессмысленно и дорого. Компании ищут способы монетизации сведений, собранных, например, о клиентах. Крупные игроки, инвестирующие в дата-центры и персонал, научились анализировать колоссальные объемы информации, делать выводы и даже составлять прогнозы. Анализ больших объемов данных в режиме реального времени позволяет мгновенно реагировать на происходящее, как того требует ситуация. 

Александр Миронов, SAS: Индивидуальные предложения не придумать заранее: их формируют алгоритмы прямо при общении с клиентом

Александр Миронов, SAS: Индивидуальные предложения не придумать заранее: их формируют алгоритмы прямо при общении с клиентом

Эффективность маркетинговых кампаний может колебаться в широком диапазоне. Многие клиенты воспринимают звонки и сообщения с предложениями услуг как спам. Изменить ситуацию мог бы индивидуальный подход, когда клиенту предлагают именно то, что ему в данный момент необходимо. Как это сделать, в интервью CNews рассказал Александр Миронов, руководитель практики по клиентской аналитике и CRM, SAS Россия и СНГ.

Новости

Когда ИИ наделят машинным воображением

Команда исследователей из Университета Южной Калифорнии (USC) разработала технологию, помогающую искусственному интеллекту представить себе несуществующий объект. Это можно считать аналогом воображения. Новый метод поможет в разработке лекарств и, очевидно, найдет применение в сфере автономных транспортных средств.

02/08

Читать полностью

Компания SAS получила награду в сфере защиты экологии

SAS в очередной раз получила признание за инновации в социальной сфере. В День защиты тропических лесов, компании присуждены премии Fast Company 2021 World Changing Ideas Awards и PRNEWS CSR & Diversity Awards 2021 за вклад в совместный проект с Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA) по отслеживанию воздействия человека на тропические леса Амазонии.

28/07

Читать полностью

Чат-боты начинают объединяться в команды и разговаривать между собой

Практически каждая крупная организация уже обзавелась собственным чат-ботом. Он общается с клиентами, выполняет рутинные операции, помогает найти информацию или правильно задать вопрос. Будущее — за сообществами ботов-специалистов, управлять которыми будет мастер-бот. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «Чат-боты 2021: на пути к интеллектуальному помощнику».

28/07

Читать полностью
Все новости
Вернуться на главную